Коми крестьянские семьи были довольно большими: женщины чаще всего имели 3 и более детей, нередко в семье вместе уживались представители нескольких поколений (ведь взрослые сыновья после женитьбы должны были остаться жить с родителями).
Внутрисемейные отношения были довольно демократичными. Главой семьи являлся старший мужчина. Его слово было решающим, но не единственным - мнение всех взрослых мужчин в доме также учитывалось.
Жена хозяина руководила женской половиной семьи. Во многих семейных делах женщина – мать имела решающее слово, а к некоторым пожилым женщинам и чужие люди обращались за мудрым советом. В коми семьях женщины имели небывалый на то время авторитет, который объяснялся их очень большой ролью в семейном хозяйстве: когда муж уходил на долгое время на заработки или был на промысле, “руководство” семьей переходило в руки жены.
Когда дети подрастали до подходящего возраста, им подбирались избранники, причем при выборе обращали первостепенное внимание не на чувства, а на материальное положение молодых и одобрение со стороны родителей. Обычно родители подбирали невесту своему сыну “толковую и работящую”. Нередко свадьбы происходили весной, после Великого поста, родителям жениха было выгоднее получить новую рабочую силу к лету – периоду страды.
Традиционный семейный этикет строится на безусловном уважении и почитании старших младшими. Старшие держались перед младшими детьми и внуками с достоинством, строго контролировали свое поведение, проявляли сдержанность и выдержку в общении, не посвящали детей в возникшие разногласия.
О воспитании мальчиков
Коми мальчик начинал приобщаться к профессиональной охотничьей культуре, едва начав говорить и понимать речь окружающих. Приобщение это шло вначале в доступной развлекательной игровой форме. Даже нос ребёнку вытирали под присказку с промысловой тематикой: «ласка, как только из норки выйдет, так пять собак (т.е. пять пальцев) её тут же схватят».
Большое значение имело подчеркнуть уважительное отношение к хорошим промысловикам, престижность занятия охотой в глазах окружающих. Уже в колыбельных песнях ребёнку сообщалось, чем занят в это время отец: «бай, бай, папа твой ушёл белок - рябчиков ловить, лисиц-зайцев стрелять». Мать или бабушка в песне предрекали ему судьбу удачливого охотника: «пусть как дед, будешь добытчик и приносчик, одним выстрелом птицу роняющий!»
С помощью пестушек ребёнок знакомился с разновидностями лесных угодий и с полезной растительностью в них. Коми издревле были лесными жителями. Создатели пестушек тонко разбирались в строении леса и считали своей обязанностью уже с малых лет передавать эти знания своим детям. Так, в пестушке перечисляются: вöр (лес), яг (сосновый бор), рас (роща, лиственный лес), лос (кочковатая сырая пожня, покрытая осокой и заросшая местами ольхой и ивой), дав (лесное пастбище) и т. д. Короткие названия, чётко характеризующие местность. На каждом таком участке леса растут определённые виды ягод, грибов, а определённой флоре соответствует та или иная фауна: “Коко, коко, пышйы - Мырпома нюро -Чодъя-пувъя яго -Латшога пармао (Ножки, ножки, бегите - В морошковое болото - В лес с черникой, брусникой - В росомашью парму).
Дореволюционные исследователи отмечают, что в воспитании детей у коми отсутствовали грубые и принудительные методы в отношении детей до 10-12 лет, но в то же время подчёркивают, что с ранних лет ребёнок перестаёт быть игрушкой. Любой посильный вклад в трудовые процессы, любая помощь в работе, какая бы она ни была мала, не оставались без внимания и словесного поощрения взрослых.
Также серьёзно, с одобрением относились у коми к собирательству. В общий котёл шли не только собранные ими ягоды и грибы, но и различная зелень, которая особенно весной и в начале лета позволяла немного разнообразить скудный в это время рацион питания. Весной дети собирали молодые еловые соцветия (коляоз), которые шли в пищу с молоком, раскапывали корневища дикой моркови, которую ели в сыром или варёном виде с молоком. Летом дети собирали щавель, хвощи для начинки в пироги и т.д. Ребёнок за свои труды получал словесное вознаграждение во время обеда от главы семейства, когда вся семья собиралась за столом: Порсьлы-лудом, Ошлы- висьом, Коинлы-пиньтом во, А тэд – здоровйо (Свинье - чесотку, Медведю - болезнь, Волку - беззубый год, А тебе - здоровье.)
К традиционному крестьянскому труду дети приучались постепенно: С 4-5 лет детей начинали учить верховой езде. Уже с 6-7 лет мальчики в коми деревнях начинали добывать с помощью простейших мелких лесных птиц: снегирей, пуночек, полярных воробьёв. Поздней осенью начиналась массовая охота на клестов. С 8 лет – к уходу за скотом. Они пригоняли домой вольно пасущийся в летнем лесу скот, зимой водили на водопой. Мальчиков с 8-9 лет брали с собой на охоту в промысловое угодье, где они учились делать и устанавливать ловушки. Юных промысловиков обучали необходимости бережного отношения к запасам зверя и птицы, к лесной растительности. Лет с 10 детям поручали посильную работу: на сенокосе они гребли сено, ездили на лошади с различными поручениями. Во время жатвы собирали колоски, возили с полей хлеб. С этого возраста летом им поручали пастьбу мелкого скота, а зимой доставку в дом воды и дров. Десятилетних мальчиков начинали брать и на ближний промысел белки и на работы по найму, за денежную оплату. Мальчики в 11-12 лет уже самостоятельно пахали, с 12 лет могли участвовать в артельном лове рыбы и получать за это полный пай. В 11-12 лет мальчики получали собственное ружьё малого калибра и начинали охотиться самостоятельно. С 12-13 лет подростки участвовали в сложных и небезопасных работах, как помочи для рубки и уборки леса под расчистки. Они вырубали, собирали и сжигали в кострах кустарниковые заросли и молодняк. К 15-16 годам подростки становились умелыми промысловиками, не боялись никакой работы по дому, а если отец владел каким-нибудь особым ремеслом, то обучались и этому. В 16 лет для мальчиков период трудового обучения завершался. С этого возраста они получали право участвовать в молодёжных посиделках.
О воспитании девочек
Девочки получали практический опыт от матерей и бабушек с 6-7 лет. Они помогали матери убирать помещение, готовить пищу, прясть, шить, а также присматривать за малолетними детьми. С 8 лет детей приучали к уходу за скотом. Свои впечатления дети отображали в играх.
Девочки любили играть самодельными куклами. Куклы изготавливались самими девочками, однако, как правило, под руководством бабушек и матерей. Каждая кукла имела один или несколько нарядов. Гардероб некоторых кукол включал и праздничное нарядное платье с элементами орнамента. Девочки следили за чистотой и опрятностью кукольной одежды. В случае необходимости её стирали и чинили. В ходе совместного изготовления кукол и одежды для них девочки овладевали определёнными навыками шитья и ремонта одежды. Обращались с куклами очень бережно. Куклы служили детям очень долго: по 5-10 и более лет, переходя от старших сестёр к младшим. Обычно у одной девочки или двух - трёх сестёр было не менее семи-восьми кукол. Все они имели имена. Девочки разыгрывали с куклами разнообразные бытовые сцены, учили «дочерей» уму-разуму, наставляли в различных вопросах, казавшихся им важными. Таким образом, изготовление кукол и игры с ними можно рассматривать как один из способов освоения детьми норм семейно - бытового уклада.
Без помощи взрослых дети лепили из глины миниатюрную посуду, из которой иногда «кормили» кукол. Кроме того, дети лепили из глины объёмные фигурки различных животных- лошадку, корову, собачку, кошку и других. Матери, обучая девочек мытью пола, обязательно проверяли потом качество работы. На ошибки указывалось обычно в шутливой форме: «Вымоешь мокро - будет муж пьяница, не вымоешь порог – будет неряха». Девочек с десяти лет нанимали на лето в «пестуньи» - няньки для ухода за малыми детьми. За лето им платили от одного до полутора рублей. 13-летние девочки на косьбе работали наравне со взрослыми. При ловле рыбы плавными сетями мальчики, а иногда и девочки с десяти лет исполняли обязанности рулевых. В 15-16 лет девочки умели готовить, прясть, ткать, вышивать, ухаживать за скотиной, работать в огороде.
Ещё с детства девочка начинала готовить себе приданое – вещи, которые после её замужества перейдут с ней в новую семью: полотенца, платки, скатерти, рукавицы и многое другое. К 15 годам приданого мог накопиться уже полный сундук, показывая трудолюбие будущей невесты.
Самое главное – это те качества, которые коми стремились привить своим детям: трудолюбие, терпеливость, самостоятельность и уважение к старшим.